керамика древнего мираКерамика – уникальный художественный материал, обладающий безграничными эстетическими и функциональными возможностями. Его художественно-технические качества идеальны для архитектуры, монументального, декоративного искусства, скульптуры и дизайна. Только в керамике возможны органичные соединения цветовых, пластических, графических задач. Она незаменима для производства бытовой посуды, в изготовлении санитарно-технической продукции и строительстве.

Керамика – один из самых древних видов декоративно-прикладного
искусства. Ещё на заре человеческой цивилизации она широко применялась для строительства жилищ и дворцов, создания сосудов, скульптуры, игрушек, украшений и мелкой пластики. Хоронили в ритуальных керамических сосудах и глиняных усыпальницах-саркофагах. "Keramos" в переводе с древнего греческого языка – "глина" и имеет символический смысл, означая – земля, вода и огонь.

В связи с обилием месторождений, высоким эстетическим и функциональным качеством, керамика заняла прочное место в жизни человека. В четвёртом тысячелетии до нашей эры, в Месопотамии  - центре культуры Древнего Востока, изготавливались глиняные сосуды некрополя в Сузах, носившие ритуальный характер. Изготовлялись они вручную и имели форму кубка. Чаши с плоскими основаниями украшали коричневым геометрическим орнаментом, изображающем животных, птиц, людей.     

В третьем тысячелетии до нашей эры в Двуречье: в Шумере в Белом храме, Красном здании в Уруке, были полуколонны с геометрическими орнаментами из керамических гвоздей " зипатти ", шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Пестрый орнамент напоминает ковровое плетение, и издалека приобретает общий красноватый оттенок.

В первом тысячелетии до нашей эры в Вавилоне стали использовать поливные кирпичи, рельефы изображающие животных.

В Древнем Египте около 1580-1070 г. до н. э. Создавали амулеты, были изобретены фаянс и бирюзовая масса, имитирующая драгоценный бирюзовый камень, создавались простейшие формы сосудов.

В Китае третьего тысячелетия до нашей эры появилась керамика типа Ян-шао, которая имела различные формы, лепилась от руки или на гончарном круге. Также имела место мелкая терракотовая пластика. 

Японская керамика появилась в восьмом тысячелетии до нашей эры, неглазурованные, вылепленные от руки изделия обжигались при низкой температуре.

В середине среднеминойского периода на Крите (3 тыс. до н. э.)  искусство керамики достигает высокого расцвета. Вазы найденные в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрыты черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные узоры.

керамика древней грецииВ Греции, в седьмом веке до нашей эры появилась чернофигурная вазопись с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красном фоне глины. Позже появилась новая техника – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Передача анатомии и пластики дало толчок к развитию рисунка и композиции, которая становится более законченной и цельной.  

Следующий расцвет керамики произошел в Италии в период Возрождения, появилась цветная майолика.

В России в десятом веке в древнем Киеве начали делать глазурованные керамические плитки. В семнадцатом веке начался период расцвета изразцового  производства, связанный со строительством патриархом Никоном Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Изразцы создавали художники С. Полубес, И. Максимов и П. Заборский, применившие глухие эмали белого, желтого, синего и бирюзового цветов. Производили также детали карнизов, колонны, балясины, наличники и т. д.

скопинская художественная керамикаВ восемнадцатом веке происходит становление народных промыслов в Гжели, Скопине, бурное развитие национальной керамической промышленности.

Новый интерес к декоративной керамике возник в девятнадцатом веке. В ней работали лучшие русские художники того времени: В. Васнецов, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин и другие.

В начале двадцатого века зодчие часто украшали здания  " под старину " одевая их в керамический обливной наряд (дом Перцова в Москве). В первые годы революции имел место "агитационный фарфор" работы К. Петров-Водкина, В. Лебедева, К. Малевича и других.

Позже выделяются работы в майолике, фаянсе, фарфоре И. Ефимова, И. Фрих-Хара, А. Сотникова.

Двадцатый век открыл новые сферы применения древнейшего материала. Обладая высокими термостойкими качествами, керамика незаменима в металлургии, при создании электроизоляторов, в автомобилестроении. Металлокерамика в стоматологии. Термостойкие качества в аэрокосмической промышленности.

В керамике можно решать самые разномасштабные задачи: от маленькой чашки для чая до гигантского монументального произведения для архитектуры.керамика в архитектуре

Если вам понравилась статья, воспользуйтесь кнопками представленными ниже.
Заранее спасибо!
0

Поделитесь с друзьями:

Дружить:

Метки: ,


Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение
 

Kyplex Cloud Security Seal - Click for Verification